Мария Капшина, Морана, Spielbrecher (viata) wrote,
Мария Капшина, Морана, Spielbrecher
viata

Categories:
  • Music:

Новые встречи со старыми персонажами

Фанфикерство - тема обширная, и я совершенно не думаю охватить её сколько-нибудь полно. Меня интересуют, преимущественно, взаимоотношения фанфикеров с описываемыми персонажами и, в меньшей степени, описание альтернативных вселенных на базе данной.
Возьмём в качестве примера фанфики по аниме. Не по гениальным каким-нибудь с восемью слоями подтекстов в каждом кадре, а по обычным сериалам из нескольких сезонов. Психологизм в таких анимехах зачастую прост, как в американских психотриллерах. Берём персонажа, даём ему одно детское воспоминание (оно же детская травма), которое красиво идёт флэшбеком раз двадцать за 144 серии. Хороши также увечные родственники. (Я навскидку могу вспомнить три анимешных сериала, где у одного из персонажей есть увечная младшая сестра. Тенденция, однако.) Авторы обычно стараются сделать характеры персонажей разными, но разница в итоге выходит на уровне флегматик-сангвиник-холерик-меланхолик, без дальнейшей детализации.
В такой ситуации возникновение фанфиков вполне ожидаемо. Если о персонаже за 120 серий удалось выяснить только то, что он холерик, у которого в детстве грузовик переехал любимого хомячка, то человек, симпатизирующий холерикам в целом и хомяководам в частности, захочет узнать о персонаже больше. Или додумать, благо простор для додумывания имеется. Получается фанфик. Как можно писать фанфики по подробно выведенным персонажам, я решительно не представляю. Если автор вывел персонажа талантливо, то ни убавить, ни прибавить ничего не получится. Какой смысл лепить вбоквелы с переподвыпертом туда, куда они не лепятся? Надо думать, тут срабатывает принцип "хочу ещё, чего угодно, лишь бы про тех же персонажей / про тот же мир". В таких случаях обычно сильно страдает качество. До уровня искусства фанфик, на мой взгляд, может подняться в двух случаях. 1. Когда автор берёт ту или иную историю, уже описанную, и описывает её иначе. С теми же фактами, но под другим углом; или с другими акцентами - получается новое самостоятельное произведение на старую тему. 2. Когда фанфикер имитирует стиль и настроение канона настолько качественно, что вообще нет ощущения смены автора, есть ощущение того же самого текста. Правда, в этом случае в каноне должны быть лакуны, которые автор оставил читателю для додумывания; вот в такую лакуну можно органично вшить фанфик, замаскировав стыковочные швы. В противном случае, если автор лакун не оставил, в фанфике нет смысла, даже если он стилизован идеально. Получится водолитие, повторение того, что уже было сказано в каноне.
Жанр АU, альтернативной вселенной, возникает тогда, когда фанфикер хочет показать альтернативный вариант развития событий. Возможно, в какой-то момент была возможность выбора, что-то могло случиться иначе, или кто-то мог принять другое решение, и сюжет повернул бы совсем в другую сторону. Такие АУ похожи на альтернативную историю: что было бы, если бы... Возможно также, что на какой-то поворот канонического сюжета у фанфикера возникла реакция "Не верю!" (или "Не хочу, не надо, с этими персонажами надо иначе, я их люблю/ненавижу!"), и он захотел переписать историю по-своему.
OOC (out of character) - это самый загадочный для меня жанр фанфиков. "Если бы накануне битвы при Креси была другая погода" - это АУ. "Если бы Урбан II был пацифистом" - это ООС. Хотя тоже переходящий в АУ.
ООСы бывают разные, разной степени, и с разными причинами. Самый банальный вариант - правка ориентации или отношения к сексу; тут всё понятно: человеку хочется написать эротическую фантазию, а персонаж сопротивляется. Есть более сложные случаи, с более интересными причинами. Например, такой: "Мне он нравится, но в каноне он плохой. Плохой мне нравится не должен. Но нравится. Значит, на самом деле он белый и пушистый, просто автор врёт". Ещё любопытней может быть вышеупомянутая ситуация со схематичными персонажами. Например, когда в каноне персонажи однозначно разбиты на "хороших" и "плохих". Мотивация "плохих" при этом обычно не прописана, показаны только поступки. Фанфикеру может стать любопытно, что "плохой" персонаж ест на завтрак, помимо живых младенцев. Чем он занимается в свободное от пакостей время. Откуда у него взялась привычка демонически хохотать над расчленёнными трупами. Приходится додумывать, моделировать мышление, при котором данная линия поведения будет выглядеть адекватной, потому что при взгляде изнутри каждый человек прав, даже если он всего лишь схематичный персонаж. Найти логику поступков, найти мотивы - отсюда уже недалеко если не до оправдания, то хотя бы до понимания и сочувствия. И в какой-то момент фанфикер может начать защищать персонажа от злого, непонимающего, предвзятого автора: "Вы все неправы, а я знаю этого персонажа лучше!"
Или вот ещё один любопытный вариант ООСа. Удобное английском выражение "if I were you" на русский переводится как "я бы на твоём месте", а дословно значит "если б я был тобой". Вживание в роль - это "если б я была тобой", попытка примерить на себя чужую логику и чужую личность. Если попытка удалась - получается достоверный отыгрыш канонического персонажа, а не ООС. Но есть вероятность, что попытка провалится, и тогда вместо "если б я была тобой" получится "я бы на твоём месте". Имя персонажа остаётся прежним - имя как маркер "места", роли, положения. А характер прописывается/отыгрывается совершенно другой, потому что это уже не "ты", а "я".
Фанфик пишут тогда, когда чужая история захватила настолько, что стала уже практически своей. Когда кажется, что знаешь по данному поводу - и можешь сказать - больше и интересней, чем автор. Хотя не думаю, что многие фанфикеры задумываются на эту тему. Просто чужие миры и персонажи на какой-то стадии стали восприниматься, как свои, и полезли наружу.

Очень хочется послушать мнения фанфикеров о том, насколько мои построения далеки от истины. :>> Я-то, как обычно, сужу сугубо со стороны.
Tags: veni vidi scripsi, хвилософь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments